16 сентября, 2016

DCXVI.

"Те, кто для примирения хотят различать политику и мораль и принять принципом для первой пользу, а для второй справедливость, только обнаруживают смутные понятия. Все различие между политикой и моралью то, что одна руководит действиями правительств, другая поступками отдельных лиц, но цель их одна и та же — счастье. То, что политически хорошо, не должно быть нравственно дурно, если только арифметические правила, верные для больших чисел, должны быть верны и для маленьких.
<...>
Выше было сказано, что счастье отдельных лиц, из которых составляется общество, т.е. их удовольствия и их безопасность, есть цель и единственная цель, которую должен иметь в виду законодатель: это — единственный cтандарт, с которым каждое отдельное лицо, насколько это зависит от законодателя, должно бы быть заставлено сообразовать свое поведение. Но какова бы ни была та вещь, которую человеку следовало бы сделать, положительно заставить его сделать ее можно только страданием или удовольствием.
<...>
...«общественное  мнение», по-французски — opinion  publique, что есть имя, данное в этой стране той опекающей власти (sic!), о которой в последнее время так много говорят и которой совершено так много.
<...>
Дело правительства состоит в том, чтобы содействовать счастью общества посредством наказаний и наград. <...> Мы уже увидели, в чем состоит счастье: в наслаждении удовольствиями, в обеспечении от страданий."

© Иеремия Бентам
"Введение в принципы морали и законодательства" (1789)

Комментариев нет:

Отправить комментарий